ПАРОХОД "ЛЕНИН".ТРУЖЕНИК СИБИРСКИХ РЕК
Именем Ильича назвали первый же мощный пароход, собранный на ленских верфях.
По частям - с железной дороги гужом, на автомобилях и на тракторах - доставлялись материалы и уже готовые узлы традиционным путем от Иркутска до верхнеленского поселка Качуг по Якутскому тракту, потом по Малышевскому до Жигалова, где должны были изготовить корпус парохода.
В Качуге огромные 22-тонные котлы перевалили на карбазы - неуклюжие деревянные сплавные посудины, и началось их неторопливое плавание до Киренска, где предстояла окончательная сборка. Вскоре из Жигалова прибуксировали уже готовый, склепанный корпус (проектная осадка парохода не позволяла в то время сборку и эксплуатацию парохода выше Киренска).
18 сентября 1930 года «Ленин» начал свою первую навигацию. Новый буксир вызвал огромный интерес речников: большие размеры, вертикальные паровые машины общей мощностью 500 сил (а вся суммарная мощность судов пароходства тогда составляла лишь 4000 сил). Крепкий ледокольный корпус, неплохие бытовые условия для экипажа, даже радиостанция - по тем временам еще большая редкость, на речном же судне вообще установленная впервые, - тогда все это было последним словом судостроения.
А в 1931 году Наркомвод решает перебросить пароход для работы на реке Колыме, чтобы организовать там регулярное судоходство.
Риск был велик. Северный морской путь по морю Лаптевых и Восточно-Сибирскому еще не разведан, никто не мог предугадать состояние льдов, узнать, какие там ветры, туманы...
22 августа в 16 часов «Ленин» дал в Якутске прощальный гудок. Забункеровавшись в поселке Сангар-Хая углем, пароход продолжил свой рейс.
...
Сколько их потом было - рейсов - и по бурному морю, когда с караваном буксиров и барж «Ленин» шел к Колыме, ведя пополнение колымскому флоту, и по самой реке с грузами, морскими плотами-сигарами. Росли по берегам дотоле безлюдной реки поселки, новые города... Совершенствовался и флот - все мощнее и надежнее становились суда.
Проработав много лет на Колыме, пароход «Ленин» был возвращен на Лену и в 1961 году переоборудован (в Алексеевском затоне) в теплоход ("Ермак"). Так началась вторая жизнь судна, которая продолжалась до 1971 года.
Велики заслуги этого буксира-труженика, и в память о нем в музее Ленского пароходства установлен штурвал с «Ленина». Он напоминает нам о далеких временах, когда совершались трудные, порой героические переходы, без которых невозможно было бы освоение богатейшего северного края.
А. ПАВЛОВ, г. Якутск
(С сокращениями. Источник: "Моделист-Конструктор" 1986, №4. Полная версия очерка опубликована на http://mkmagazin.almanacwhf.ru/ships/lenin_lena.htm)
Пароход "ЛЕНИН" в море Лаптевых
Отредактировано SergLykhin (09-05-2007 06:37:41)