Пароход "ВИТИМ"
Отредактировано SergLykhin (10-03-2007 01:23:36)
Алексеевск |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Алексеевск » Алексеевск » История Алексеевского затона
Пароход "ВИТИМ"
Отредактировано SergLykhin (10-03-2007 01:23:36)
Пароход "ВИТИМ"
Почтово-пароходное сообщение в нижнем течении Лены развивалось медленнее. В начале 19 века из Якутска вниз до Булуна — поселок на 71° сев. шир., примерно в 250 км от устья, — ходила только одна паровая шхуна «Лена». Иногда снаряжалось и несколько якутских лодок-каяков, которые выходили по реке в море.
Такая система почтового сообщения продержалась до революции. На пароходах, курсировавших с почтой между этими пунктами, имелись собственные почтовые штемпеля, на которых указывалось направление доставки почты и порядковый номер парохода.
Первого июня 1921 г. Совет Народных Комиссаров принял постановление о восстановлении почтово-пассажирской связи с Якутией.
Почтовый пароход «ЛЕНИНЕЦ?» (бывш.”ВИТИМ?”) и почтовая баржа на Лене(рисунок)
Кроме купца Глотова срочными почтово-пассажирскими перевозками на Лене занималась и купчиха Анна Ивановна Громова (http://kyndeli.narod.ru/peaple_gromova.htm), в чьих владениях с 1893 (1897?) года была и знаменитая паровая шхуна "ЛЕНА", пароходы "ГРОМОВ", "СЫНОК" и еще паровой катер "ВЕГА", выкупленный у Российской полярной экспедиции в 1902 году.
"ГРОМОВ" (А.И. Громова) с 1920 "ДИКТАТОР" с 5 июня 1947 "АНГАРА"
буксиро-товаро-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 43 х 5,6 (10,8) х 2,26 х 0,67 (0,88) м. 6 переборок. Корпус, мех. — 1893 г., Тюмень, з-д Курбатова и Игнатова. Машина компаунд, со скобой, инжекционный холодильник, 160 и.л.с, 45 оборотов, 1 пролетный котел (9 атм.), груз — 10 т, на буксире — 20 тыс. пудов, 77 пассажиров. Куплен за 65 тыс. руб., в 1910 г. капремонт (новый котел из Сосновиц). Участвовал в гражданской войне — в 1922 г. вооружен 2 х 76 мм орудиями и пулеметами. Списан ЛРП в 1955 г.
Пароход "ГРОМОВ". Из коллекции Andreas von Mach
Отредактировано SergLykhin (10-03-2007 14:45:06)
В 1906 году Глотов выкупил у Российского золотопромышленного общества два одинаковых английских заднеколесных парохода “АЛДАН” и “ТАЙГА”, которые обеспечивали почтово-пассажирское сообщение на притоках Лены – Олекме, Витиму, Алдану. Летом 1907 (1900?) года достигнув на пароходе "АЛДАН" Нелькана на р.Мая , купец, меценат, исследователь Сибири и Севера Александр Михайлович Сибиряков верхом на лошадях проехал по старинному тракту, открытому еще Василием Поярковым и Иваном Москвитиным в середине 17 века, ведущему из континентальной Якутии через тайгу, горные перевалы и речные долины Джугджура к Аяну на берегу Охотского моря. Это было необходимо, чтобы выбрать наиболее рациональный маршрут торговых перевозок к побережью Охотского моря. По возвращении Александр Михайлович опубликовал несколько статей с экономическим обоснованием выгодности торговли через дальневосточные порты.
Принятый Государственной Думой закон от 23 января 1909 г. предоставил право министру путей сообщения вступить в договорные отношения с частными пароходовладельцами, при пособии из казны в 6800 руб. установить почтово-пассажирское сообщение на линии Якутск-Нелькан, по Лене, Алдану и Мае, сроком на 5 лет. Министерство 16 мая 1909 г. заключило договор с товариществом «Н.Н.К. Глотов», которое, начиная с навигации 1909 г., совершало по два рейса в одном направлении. В последующем эти договоры возобновлялись ежегодно, вплоть до навигации 1917 г.
"АЛДАН" (Российское золотопромышленное о-во; с 1906 - Н.Е. Глотов)
букс-пасс, 1 колесо, сталь, размеры: 28,97 х 5,79 х 1,22 х 0,71 (0,9) м. Корпус сборный, на болтах. Корпус, мех. — 1895/1896 г., Шотландия, Глазго, з-д Аллей Маклеллан. Машина высокого давления, горизонтальная, 120 и.л.с. 1 локомотивный котел (9 атм.), на буксире 0,5 тыс. пудов, 21 пассажир, экипаж 8 чел. Колеса с неповоротными плицами. Списан в 1920 г.
"ТАЙГА" (Российское золотопромышленное о-во; с 1906 - Н.Е. Глотов) в 1920 № 175 с 1920 "ТАЙГА"
букс-пасс, 1 колесо, сталь, размеры: 28,97 х 5,79 х 1,22 х 0,71 (0,9) м. Корпус сборный, на болтах. Корпус, мех. — 1896 г., Шотландия, Глазго, з-д Аллей Маклеллан. Машина высокого давления, горизонтальная, 120 и.л.с. 1 локомотивный котел (9 атм.), . в 1910 году машина была заменена - высокого давления, наклонная, 140 и.л.с, 42 оборота. 1 пролетный котел (9 атм.) 1910 г, Москва, з-д Кайзе. На буксире 0,5 тыс. пудов, 21 пассажир, экипаж 8 чел. Колеса с неповоротными плицами. Построен по типу п/х "Алдан", для розыска золота на Олекме. В 1909 г. Глотовым корпус надстроен, к нему пристыкованы новые нос и корма, а паровые машины установлены как наклонные, по бортам от котла. Списан в "Лензолотофлоте" в 1959 г.
Заднеколесный пароход "АЛДАН" Н.Е.Глотова. Из коллекции Andreas von Mach
Отредактировано SergLykhin (10-03-2007 15:07:18)
ПЕРВЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ
1874 г. "КОНСТАНТИН" (А.К.Трапезников, Ленско-Витимское пароходство Сибирякова-Базанова, компания Тетерина и Кузнецова, А. Патушинский) с 1910 "АЛЕКСАНДР" (Лензото).
В 1875 г. иркутский купец и золотопромышленник Сергей Константинович Трапезников при помощи искусных мастеров преобразили паровую лодку "ТАТЬЯНУ" в первый пассажирский пароход на Лене "КОНСТАНТИН". Таким образом, братья Трапезниковы явились, как называли их тогда, первыми пионерами пассажирского пароходства на р. Лене.
букс-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 27,1 х 4,97 (8,6) х 2,2 х 0,7 (0,91) м, 4 переборки, палуба деревянная. Корпус — 1874 г, сборка затон Виска на Витиме, мех. — 1874 г, Тюмень, з-д Р. Гуллет. Машина высокого давления, 1 цилиндр, 110 и.л.с, 1 пролетный котел (8 атм.), груз — 16 т., на буксире 15 тыс. пудов, 62 пассажира (из них в первом классе 11 чел, во втором - 15). Строился инженером Ли. Разобран в 1913 г. в Жигалово.
ПОСЛЕДНИЕ КОЛЕСНЫЕ ПАССАЖИРСКИЕ ПАРОХОДЫ (ПРОЕКТ 737А)
Вроде бы, что делать колесным судам после появления на реке таких красавцев как теплоходы 646 проекта. Однако, небольшая глубина верховьев сибирских рек (и не только сибирских) и их притоков, достигающая зачастую менее 1,5м, сводило на нет все достоинства винтового движителя. Поэтому, в 1951 году в Киеве, на судостроительном заводе “Ленинская кузница”, был разработан проект и начали строить пассажирские колесные речные пароходы под номером 737 с осадкой всего 1,2м. На судне, как и на буксирах проекта 732, был установлен отечественный водотрубный котел типа КВ-5 с поверхностью нагрева 160кв.м и наклонная клапанная паровая машина типа ПМ-6, работающая на бортовые колеса. Мощность машины от 450 л.с. (проект 737) до 520 л.с. (проект 737А).
Первые 5 пароходов проекта 737 были изготовлены на самом заводе в Киеве, но уже на следующий год документация была передана в Венгерскую Народную Республику, на верфь Obuda Hajogyar в Будапеште, где для СССР выпускались пассажирские пароходы сначала проекта 737/205, а с 1955 года проекта 737А, имеющих более высокий класс Речного Регистра О(озерный) при незначительно увеличенных водоизмещении и размерах корпуса и более комфортабельные. Всего за 9 лет было выпущено 76 пароходов по этим проектам. На Лену пришли как раз самые последние суда проекта 737А венгерской постройки.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАРОХОДОВ ПРОЕКТА 737А
Класс Речного Регистра “О”
Длина/ширина/осадка, м 72,8/15,2/1,2
Число палуб 2(4)
Пассажировместимость, чел. 260
Грузоподъемность, т 76
Водоизмещение, т 542
Мощность, л.с. 520
Скорость, км/ч 19
Пароход проекта 737
Отредактировано SergLykhin (12-08-2007 07:59:28)
Пароходы «КРАСНОЯРСК» и «БЛАГОВЕЩЕНСК» в Якутске. 197х г.
Первые 3 теплохода “КРАСНОЯРСК”, “ИРКУТСК” и “ХАБАРОВСК” с Дуная пришли на Лену осенью 1959 года с большим караваном речных судов для рек сибирского региона по Северному морскому пути, и уже весной следующего года начали свою навигацию на пассажирских (Осетрово-Якутск, Якутск-Тикси) и туристических линиях ЛОРП.
П/х “ИРКУТСК” на Лене.
П/х «КРАСНОЯРСК» на Лене.
П/х «КРАСНОЯРСК» на Лене.
П/х «ХАБАРОВСК» на Лене.
П/х «ХАБАРОВСК» на Лене.
П/х «ХАБАРОВСК» на Лене.
Отредактировано SergLykhin (12-03-2007 16:49:18)
П/х «ХАБАРОВСК» на Лене.
П/х «ХАБАРОВСК» на Лене.
Теплоход “ХАБАРОВСК” в ночь на 2 сентября 1999 года затонул, наткнувшись на затопленную баржу. В следующем году, на этой же барже потерпел крушение танкер.
П/х «ХАБАРОВСК» за 2 месяца до гибели. Июль 1999 г. Фото А.Соснина
Отредактировано SergLykhin (13-03-2007 16:13:19)
Несколько иная история появления на Лене была у четвертого парохода проекта 737 на Лене. “БЛАГОВЕЩЕНСК”, построенный в Венгрии в том же 1959 году, начал свой путь по Северному морскому пути в 1960 году. Буксируемый буксировщиком «ЧАНДОР» в начале октября 1960 года в море Лаптевых попадает в жестокий шторм. В корпусе парохода образуются трещины, через которые начинает поступать вода. Пароход получает крен на правый борт и оказывается на грани гибели. «ЧАНДОРУ» дается команда следовать с “БЛАГОВЕЩЕНСК”, на буксире прямо в лед и принимать меры для спасения парохода. Операция проходит успешно, и вскоре поврежденный “БЛАГОВЕЩЕНСК”, буксируется в Тикси для ремонта и зимовки, и свою навигацию на Лене начал только в 1961 году.
П/х “БЛАГОВЕЩЕНСК” на Лене. 1970х г.
П/х “БЛАГОВЕЩЕНСК” на Лене. 1999 г. Фото А.Соснина
П/х “БЛАГОВЕЩЕНСК” на Лене. 1999 г. Фото А.Соснина
Вы здесь » Алексеевск » Алексеевск » История Алексеевского затона