ПАМЯТЬ ХХ АВГУСТА (ПОСЛЕДНИЙ ПОХОД «РЕВОЛЮЦИОННОГО»)
Историю Жигаловской судоверьфи, что находится в верховьях р.Лена, принято отсчитывать с 1912 года, когда была произведена сборка, в тогда еще Жигаловском затоне, швейцарского парохода «АЛЬФРЕД», привезенного тремя большими секциями по железной дороге до Иркутска, а затем на лошадях 200 км до верховья Лены, и трех барж «АННА», «ВАЛЕНТИНА» и «КОНСТАНЦИЯ». Собранный пароход «АЛЬФРЕД» был в то время самым комфортабельным пассажирским пароходом на Лене. После революции, пароход был переименован в «РЕВОЛЮЦИОННЫЙ».
Открытие в конце 20-х годов прошлого века на р.Колыма больших месторождений золота привело к решению новой Советской республики к полномасштабному освоению, завозу оборудования, продовольствия, рабочих и специалистов с семьями, заключенных в эти далекие и безлюдные места. В начале 30-х годов начался массовый завоз грузов и людей на Колыму срезу тремя водными путями. По Северному морскому пути из Архангельска, Мурманска, с Дальнего Востока через Берингов пролив и из Иркутска по реке Лена. Так, в 1931 году туда с Лены был переведен мощный ледокольный пароход «ЛЕНИН».
В навигацию 1932 года с р.Лена на Колыму были переведены собранные в Киренске пароходы «ЯКУТ», и «ПАРТИЗАН» и несколько барж. Из Тикси в Амбарчик их довел ледокольный пароход «СИБИРЯКОВ», пришедший по Севморпути с первой экспедицией О.Ю.Шмидта. В тоже время сюда прибыли из Владивостока пароходы «СУЧАН», «СЕВЕР», «АНАДЫРЬ», «УРИЦКИЙ», «МИКОЯН» и «ГРИГОРИЙ ЗИНОВЬЕВ» в сопровождении ледореза «ЛИТКЕ», которые остались на зимовку.
В 1933 году политбюро обязало Наркомвод дополнительно перенаправить пароходы «ЛЕОНГАРД» (до 1930 г. – «СОБОЛЬ») и «РЕВОЛЮЦИОННЫЙ» и три новых судна с двигателями в 150 лошадиных сил – "КОЛХОЗНИК", "ДС-1" и "ДС-2" ("ДС" - Дальстрой), постороенных на Жигаловской судоверфи, и 6(16,20?) деревянных барж в введенье Дальстроя (Колымлаг). В бухте Тикси этот караван речных судов ожидал ледокольный пароход «ЛЕНИН» для дальнейшей проводки их по Восточно-Сибирскому морю в порт Амбарчик в устье Колымы. К тому же времени в Амбарчике уже собрались морские ледоколы и пароходы, пришедшие по Северному морскому пути, "КРАСИН", "СИБИРЯКОВ", "СТАЛИН", "РУСАНОВ", "СЕДОВ" и только что построенный в Дании "ЧЕЛЮСКИН".
В то время как «ЧЕЛЮСКИН» вместе с другими судами начали свое продвижение дальше на восток через Чукотское море к Берингову проливу и затем во Владивосток, караван речных судов и барж с флагманом пароходом «ЛЕНИН» под командованием капитана Миловзорова вышел в открытое море. 20 августа 1933 года во время сильного шторма обломок льдины пробил обшивку парохода «РЕВОЛЮЦИОННЫЙ». На судне среди пассажиров находились 25 женщин и детей. К тонущим три раза подходил «ДС-1». Но шторм бросал оба судна, как щепки. Женщин переправляли, привязывая к швартовам, детей - перебрасывая из рук в руки. Двух грудных малышей поместили в чемоданы и перегнали по металлическому тросу. Трех сорвавшихся женщин кое-как вытащили из ледяной воды. Однако всех спасти не удалось. «Революционный» затонул, унеся в пучину весь экипаж – 22(23?) моряка вместе с капитаном. Из барж во время того шторма не осталось ни одной. 31 августа остатки каравана прибыли в Амбарчик, было доставлено чуть более двухсот из полутора тысяч тонн грузов, а капитан Миловзоров за эту экспедицию был награжден орденом Ленина.
Пароход "РЕВОЛЮЦИОННЫЙ"?
Отредактировано SergLykhin (14-05-2007 17:05:58)