Через месяц судно вышло из Ленинграда в Мурманск в обход Скандинавского п-ва, по пути зайдя на родную верфь в Копенгагене на 6 дней, для устранения выявленных за время ходовых испытаний недостатков, а 2 августа 1933 со112 человеками на борту вышел из Мурманска в свое историческое плавание.
Арктика показала свой норов уже 13 августа, практически в то же время, в которое погиб ленский речной пароход «РЕВОЛЮЦИОННЫЙ», но в уже Карском море у Новой Земли, «ЧЕЛЮСКИН» получил значительные повреждения - согнутый стрингер, сломанный шпангоут, срезанные заклепки и течь красноречиво свидетельствовали - "ЧЕЛЮСКИН" первого ледового экзамена не выдержал.
17 августа подошел ледокол «КРАСИН», для которого «ЧЕЛЮСКИН» доставил уголь. Закончив перегрузку угля «КРАСИН» провел «ЧЕЛЮСКИН» через льды
1 сентября 1933 г. шесть пароходов экспедиции стояли на якорях у мыса Челюскин. Это были ледоколы и пароходы "КРАСИН", "СИБИРЯКОВ", "СТАЛИН", "РУСАНОВ", "ЧЕЛЮСКИН" И "СЕДОВ" - впереди всех ждало море Лаптевых, которое встретило суда без льдов.
В Восточно-Сибирском море стали попадаться тяжелые льды - 9 и 10 сентября "Челюскин" получил от льда вмятины по правому и левому борту. Лопнул один из шпангоутов. Усилилась течь судна... . «КРАСИН» сломал один из трех винтов и повернул назад. У Русских островов застрял во льдах "СИБИРЯКОВ". На дальнейшую помощь ледоколов «ЧЕЛЮСКИН» больше не мог рассчитывать …
С большим трудом 4 ноября «ЧЕЛЮСКИН» вошел в Берингов пролив. Прямо по курсу был Тихий океан. Направо - самая северо-восточная точка Советского Союза, мыс Дежнева. Где-то внизу, на галечной косе, прилепился поселок Уэллен, а напротив, далеко на горизонте, в лилово-розовом тумане темнели горы Аляски. Пароход был уже в Тихом океане и, если бы не мощная ледяная перемычка, мог полным ходом идти во Владивосток.
12 ноября ледорез "ЛИТКЕ" вышел из бухты Провидения и отправился в Чукотское море на помощь «ЧЕЛЮСКИНУ», однако ледорез после проводки судов от Чукотки до Колымы и, как всегда бывает с ледовыми кораблями, тоже пострадал - спасатель тёк. На плаву "ЛИТКЕ" держался лишь благодаря беспрерывной работе помп, откачивавших поступавшую воду. К тому же у него были повреждены винты и руль.
14 ноября "ЛИТКЕ" находился уже в 35 милях. Однако сплошной тяжелый лед, который явно был не по зубам пароходу, ни израненному ледорезу. 17 ноября ледорезу грозила опасность попасть в такое же положение, как и "ЧЕЛЮСКИН". Состоялось короткое совещание, на котором Шмидт, опросив руководство экспедиции, услышал один и тот же ответ: - Отпустить! А льды уносили «ЧЕЛЮСКИН» назад в Чукотское море …
13 февраля 1934 корпус «ЧЕЛЮСКИНА» был окончательно раздавлен льдами и пароход затонул. Началась легендарная спасательная экспедиция …
История Алексеевского затона
Сообщений 81 страница 97 из 97
Поделиться8118-04-2007 15:40:38
Поделиться8218-04-2007 15:41:55
В соответствии с данными изготовителя пароход водоизмещением 7500 т под названием «Лена» был спущен на воду 11 марта 1933 г. Испытательное плавание прошло 6 мая 1933 года. Корабль был построен в соответствии со специальными требованиями Ллойда, с примечанием "усиленный для навигации во льдах". Пароход «Лена» был зарегистрирован Ллойдом в марте 1933 г. под номером 29274.
Тоннаж 3607 т
Время постройки 1933 г.
Строитель Burmeister&Wain Copenhagen
Заказчик Совторгфлот
Длина 310.2 ft
Ширина 54.3 ft
Глубина 22.0 ft
Порт приписки Владивосток, Россия
Двигатель (специсполнение)
Характеристика класса +100 A1 strengthened for navigation in ice
После переименования в Регистре была сделана новая запись под номером 39034. Название корабля дано в следующей транскрипции “CHELIUSKIN”. Все основные характеристики были повторены.
В регистре погибших судов Ллойда с регистрационным номером 39034 «ЧЕЛЮСКИН» занесен с указанием следующей причины гибели : «Разрушен льдами на северном побережье Сибири 13 февраля 1934 г.».
15 лет назад в сентябре 1989 года затонувший "ЧЕЛЮСКИН" нашло гидрографическое судно "ДМИТРИЙ ЛАПТЕВ" с использованием систем спутниковой ориентации «Магнавокс» и военной системы «Марс»: 68° 18′ 05″ 688 северной широты и 172° 49′ 40″ 857 западной долготы. Не бросайте там якорей! Это координаты с точностью до одного метра.
Пароход "ЛЕНА" во время ходовых испытаний. 1933 г.
Отредактировано SergLykhin (20-04-2007 16:28:01)
Поделиться8317-05-2007 19:05:08
АХ, БЕЛЫЙ ТЕПЛОХОД …
(ПАССАЖИРСКИЕ ТЕПЛОХОДЫ ПРОЕКТА 860)
Средние грузопассажирские двухдечные (двухпалубные) теплоходы проектов 305 и 860 мощностью 800 л.с., предназначенные для работы на пассажирских и туристских линиях на реках с малыми глубинами, были разработаны Ленинградским ЦТКБ министерства речного флота СССР и различались следующим: теплоходы проекта 305 полностью производились в Венгрии на Обудайской судоверфи (Будапешт, где ранее производили пароходы проекта 737), а затем своим ходом доставлялись на реки европейской части СССР (преимущественно для Волжско-Камского бассейна.). Теплоходы проекта 860 предназначались для рек Сибири (Обского, Ленского и Амурского бассейнов), производились на киевской судоверфи «Ленинская кузница», а затем крупными модулями доставлялись по железной дороге на сибирские реки, где собирались и отделывались на местных судостроительных или судоремонтных заводах.
Суда проектов 860 и 305 имеют аналогичную конструкцию и изначально оборудованы одно-, двух-, четырех-, шести- и восьмиместные каюты, в том числе, имеющие умывальники, сидячее пассажирское помещение, два ресторана, два салона и помещение с сидячими пассажирскими местами. Выпускались оба проекта одновременно в период 1958-1965 гг., проект 305 адаптирован под строительство в Венгрии, отличается оборудованием венгерского производства, имеет меньшее водоизмещение, другие незначительно измененные характеристики. Суда проекта 305 ранней постройки отличаются от более поздних типом шлюпбалок; к концу серии строился вариант с зауженным габаритом. После окончания серии пр. 305 на том же корпусе было построено два судна для Дуная.
В 1963 г. в Румынии было построено два судна; за основу также взят проект 305. Из-за того, что теплоходы проекта 860 собирались на различных заводах, они отличаются элементами внешней и внутренней отделки.
Теплоход проекта 860 "А.С.ПОПОВ" в Якутске.
Отредактировано SergLykhin (17-05-2007 19:19:31)
Поделиться8417-05-2007 19:06:48
С 90-х гг. некоторые суда пр. 305 и 860 выведены из эксплуатации и списаны; отдельные суда пр. 305 проданы пароходствами различным туристическим и прочим компаниям, в том числе, за границу: на Дунай и в Прибалтику, а некоторые оставшиеся - модернизированы. В процессе эксплуатации судов каюты большой вместимости на многих судах переоборудовались; сидячие пассажирские помещения использовались в качестве кинозалов. С 90-х гг., а особенно в 2000-е гг. на значительной части судов проводятся мероприятия по повышению комфортабельности. Как правило, отдельные каюты оснащаются индивидуальными санузлами; на месте кают большой вместимости делаются салоны-бары; производятся прочие перепланировки. На нескольких судах проекта 305 все каюты были оснащены индивидуальными санузлами и расширены за счет уменьшения пассажиро-вместимости; установлены системы кондиционирования воздуха; заменена внутренняя отделка. В начале 90-х гг. несколько судов проекта 860 на Амуре были реконструированы на верфи в Китае с полной или частичной переделкой надстройки, заменой рубки и расширением помещений на верхней палубе.
Реконструированный в Китае «В.ПОЯРКОВ» на Амуре.
Поделиться8517-05-2007 19:09:30
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕПЛОХОДОВ ПРОЕКТА 860 (305)
Тип судна грузопассажирский теплоход
Класс Речного Регистра «О»
Место постройки 860: Киев, Сретенск, Усть-Кут, Тюмень (305: Будапешт, Венгрия)
Судостроительное предприятие 860: Завод "Ленинская кузница"г.Киев, (305: Obuda Hajogyar, Budapest, Hungary)
Год постройки и название головного судна 860: 1959, ЕРОФЕЙ ХАБАРОВ (305: 1959, ДУНАЙ)
Годы строительства серии 1958 – 1965
Длина расчетная/габаритная, м 74,6/77,0 (74,6/77,9)
Ширина расчетная/габаритная, м 10,5/15,2 (10,5/15,2)
Высота от основной линии, м 13,65 (12,25)
Надстройка двухъярусная
Водоизмещение с полной загрузкой/(головное судно), т 830/865 (800)
Осадка средняя/(головное), м 1,36/1,45 (1,4)
Доковый вес /(головное), т 620/700 (663)
Главные двигатели R8DV136 или 8NV36 (8NVD36 или 6NVD36) дизельные четырехтактные бескомпрессорные реверсивные
Мощность, л.с. 2х400 (2х400)
Скорость (на глубокой воде), км/ч 20,2 (20)
Теплоход проекта 860(вверху) и проекта 305(внизу)
Отредактировано SergLykhin (17-05-2007 19:24:13)
Поделиться8617-05-2007 19:10:52
Пассажировместимость, чел. всего 304 (311)
в каютах I категории 21 (21)
в каютах II категории 58 (58)
в каютах III категории 131 (136)
сидячих мест IV категории 94 (96)
Число мест в ресторанах, чел. 96 (94)
Грузоподъемность полная, т 80 (80)
Мест для экипажа, чел. 54 (55)
Поделиться8717-05-2007 19:16:07
Головной теплоход проекта 860 «Ерофей ХАБАРОВ» построен на Сретенском судостроительно-судоремонтным заводе на Шилке (приток Амура) и был спущен на воду 23 июля 1959 года. Год спустя уже на Лене было спущено на воду второе судно этого проекта «А.С.ПОПОВ» построенное на Осетровской (Усть-Кут) (или на Алексеевской?, или на Жатайской(Якутск)) РЭБ, а также «Семен ДЕЖНЕВ» и «Василий ПОЯРКОВ» на Амуре и «ТЮМЕНЬ» на Оби (Тюменский судостроительный завод). Всего было построено 2 теплохода проекта 860 на Лене («А.С.ПОПОВ» и «РОССИЯ»)), 7 на Амуре, 4 на Оби и 47(?)! теплоходов 305 проекта для СССР (по 5-10 судов в год!), в том числе еще 4 судна для Обь-Иртышского бассейна.
Теплоход "РОССИЯ" и реактивный самолет Як-40 (фото ?)
Отредактировано SergLykhin (17-05-2007 19:21:58)
Поделиться8817-05-2007 19:17:54
Теплоходы проекта 860 на Лене трудились в основном на туристических линиях Якутск-Тикси, Якутск-Ленские столбы. В начале 90-х теплоходы проекта 860 на Лене были выведены из эксплуатации, «А.С.ПОПОВ» поставлен на длительный отстой, а «РОССИЯ» была отдана под плавучую гостиницу, и в те же времена сгорела.
Останки теплохода «РОССИЯ» в Якутске (фото М.Богданова).
Поделиться8917-05-2007 19:20:19
К сожалению, ни на «А.С.ПОПОВЕ», ни на «РОССИИ» мне так и не удалось поплавать, а вот на головном судне этого проекта «Ерофее ХАБАРОВЕ» мне посчастливилось проплыть по Амуру в 1989 году по маршруту Хабаровск - Николаевск-на-Амуре - Хабаровск.
Поделиться9020-01-2008 17:53:32
Еженедельник "Молодежь Якутии"
№14 (5416), 13 апреля 2007 г.
ПАРОХОДЫ ЛЕНСКОГО ФЛОТА
В истории Якутии есть много такого, к чему можно применить термин «старейший» или «первый». Но, к сожалению, большинство этих первых свидетелей прошлого не дошли до наших дней. Причем зачастую уничтожались они в «благородном» порыве сохранения или реставрации.
Кит вместо «Лены»
Так исчезло первое каменное здание Якутска. Старейший деревянный дом снесен в прошлом году. Башня острога сгорела. Это то, что касается городских зданий. Но есть и другие исторические артефакты.
«Апексимъ Кушнаревъ»
Например, первый самолет «Сопвич», приземлившийся в Якутске в 1925 году. От него, правда, сохранился двигатель, и самолет в настоящее время восстанавливается энтузиастами по чертежам. О том, каким был первый в Якутии автомобиль, до недавнего времени даже не было известно, но сохранились и восстанавливаются поздние модели 1930-х годов. А кто сейчас знает, какой корабль в Якутии является самым старым? Среди тех судов, что стоят на «вечном» приколе в районе речпорта и городской дамбы,, их нет - они выпущены в 1950-1960-х годах. Остальные относительно новые.
Но был один пароход, которому в следующем году могло исполниться 130 лет. Пароход «Лена» списали в 1953 году. Это был период, когда с водных просторов исчезли последние дореволюционные пароходы. Но «Лену» не порезали, а в 1959 г. вышло распоряжение Совета Министров ЯАССР, где говорилось следующее: «Идя на встречу пожеланиям трудящихся республики:
1) сохранить пароход «Лена» как историческое судно, установить пароход «Лена» на территории Якутского краеведческого музея им. Ем. Ярославского. Дирекции музея обеспечить сохранность парохода и организовать посещение трудящихся.
2) Обязать управление речных путей Ленского бассейна (тов. Мельник) приплавить до 10 июля 1960 г. пароход «Лена» из Жиганска в Якутск.
3) Обязать Ленское речное пароходство (тов. Иванов) восстановить пароход «Лена», придав ему прежний вид, построить павильон для стоянки его на территории музея и установить в нем пароход «Лена».
В 1975 г. на этом распоряжении появилась приписка: «Впоследствии руководство пароходства заверило, что будет сделан макет определенных размеров по согласованию с дирекцией музея с павильоном».
Распоряжение 1959 г. было частично выполнено лишь через несколько лет. В 1967 г. в Жиганск специально приехал один из бывших капитанов парохода «Лена» Горовацкий, чтобы привести судно в Жатай. Как получилось позже, на последнюю стоянку. Здесь, во время ледохода следующего, 1968 года пароход получил пробоину и частично затонул. Потом появились другие повреждения. Старинный корабль стал никому не нужен, был словно бельмо на глазу, а потому его позже и вовсе порезали втихаря.
«Лена» после модернизации в 1938 году
Копию «Лены» масштабом 1:10 (длиной 2,5 м) все же сделали, и она стоит в экспозиции музея Речного училища. Павильон в Краеведческом музее тоже построили, но находится в нем не пароход, а как всем известно – скелет кита. Хотя по размерам павильона видно, что он намного длиннее, чем его содержимое.
Из Гетеборга до Якутска
Пароход «Лена» прибыл в Якутск 21 сентября 1878 г. из Норвегии через Северный Ледовитый океан. Он являлся спутником шхуны «Вега», и оба корабля были снаряжены крупным золотопромышленником и исследователем А.М. Сибиряковым. В 1875 г. он предложил шведскому ученому А.Э. Норденшельду смелый проект экспедиции на Лену и в Берингов пролив, обещав для ее реализации 25 тысяч рублей золотом. Предложение было принято, в Швеции Норденшельда поддержали промышленник Оскар Диксон и король Оскар II.
И вот 4 июля 1878 г. пароход «Вега» и пароход «Лена» во главе с капитаном норвежцем Иогансеном под раскаты орудийных залпов покинули Гетеборгскую гавань. 28 августа пароходы уже прибыли на Лену. В бухте Тикси они навсегда распрощались: «Вега» продолжила путь на восток, а «Лена» направилась в Якутск. С прибытием «Лены» в Якутск положено начало пароходного сообщения между Якутском и устьем Лены.
Пароходная история
Но «Лена» была не первым пароходом в Якутии. В 1855-1856 годах недалеко от города Верхоленск Иркутской области купцами-золотопромышленниками Сибиряковым (тем самым), Басмановым и Немчиновым был построен и спущен на воду первый ленский пароход, мощностью 380 л.с., который так и назвали – «Первенец». Следующим паровым судном стал более мощный в 480 л.с. буксиро-пассажирский «Святой Иннокентий», построенный в Тюмени в 1864 г. В 1868 г. по реке Лена начал курсировать привезенный из Бельгии пароход «Тихон Задонский». Затем, в 1872 г. был построен пароход «Генерал Синельников». Таким образом, к 1879 г. по реке Лена ходили уже 5 пароходов.
Пароход «Лена» около городской набережной. Начало XX века
В 1882 г. их стало девять, в 1890 г. – двенадцать, а в 1900 г. - 27 единиц. В 1913 г. количество пароходов Ленского бассейна достигло 36. До 1880-х годов пароходы приходили в Якутск не более 2-3 раз за навигацию для вывоза с ярмарки на золотые прииски скота, рыбы, продуктов животноводства, пушнины, а также мамонтовой кости.
Летняя ярмарка 1909 г. открылась в Якутске раньше обычного, так как пароход «Лена», на котором приезжали северные торговцы с Булуна, прибыл раньше прежнего, 27 июня.
Рейсов на реки Алдан, Вилюй и в низовья Лены совсем не было. Только в 1895 г. компанией Глотова было начато так называемое «срочное» почтово-пассажирское пароходство. Пассажирский рейс от Усть-Кута до Якутска продолжался 12 суток, а обратно – 17!
Первый «ЛОРП»
14 февраля 1894 г. по инициативе нижнеудинского купца первой гильдии, предпринимателя-судовладельца Николая Егоровича Глотова с одобрения Государственного Совета было открыто почтово-пассажирское пароходство на Лене между Усть-Кутом и Якутском.
20 декабря 1894 г. пароходство Глотова было Высочайше утверждено и с мая 1895 г. начало действовать. Перед этим чиновник особых поручений Лукин и статистик Стрежнев по распоряжению иркутского генерал-губератора исследовали хозяйственный быт приленского населения, чтобы выяснить потребность в таком транспорте. Согласно договору между предпринимателем и генерал-губернатором, пароходство приняло на себя доставку всевозможных грузов в разные пункты по Лене.
Движение открылось 10 мая 1895 г. от станции Тарасовской до Якутска. Первый рейс совершил пароход «Пермяк». Кроме него ходили суда пароходства «Витим» и «Якут», сделавшие в первую навигацию по 16 рейсов.
17 августа 1899 г. Якутским областным статистическим комитетом на пароходе «Громов», принадлежащем фирме А. Громовой, отправили в Иркутск около 200 экспонатов (чучела пушных зверей, изделия из мамонтовой кости, женские украшения из серебра, образцы якутской одежды, поделки из меха и т.д.) для участия в Парижской Всемирной выставке 1900 года.
В 1878 г. «Лена» была двухмачтовым парусником с паровым двигателем 70 л.с. В 30-е годы одну мачту у «Лены» убрали, двигатель поменяли на более мощный – 140 л.с., переделали палубную надстройку. В 1938 г. корпус «Лены» удлинили на 2 метра, перестроили первый палубный этаж, капитанскую рубку обшили, сделав более комфортабельную, закрытую надстройку.
Помимо них с верховьев реки ходили и прочие частные пароходы: «Лена», «Громов», «Святой Тихон Задонский», «Борец» и «Константин». «Лена» сделала два рейса из Якутска к устью Лены, откуда вывезла рыбу на прииски. А «Громов» ходил два раза в Витим, затем сделал рейс на устье реки Алдан и вверх по ней за чаем, вывезенным на реку Маю зимой из Аяна, а также сделал в августе два рейса на Вилюйск, но оба раза, не доходя до него из-за мелководья, вынужден был возвращаться в Якутск.
Летом 1915 г. вследствие мелководья реки Вилюй почтовый пароход «Соболь», дойдя до устья Вилюя, вернулся обратно в Якутск со всеми пассажирами.
10 июня на пароходе «Громов» в Вилюйск для обозрения некоторых церквей и освящения церкви в поселении прокаженных отбыли преосвященный Никодим, епископ Якутский и Вилюйский и губернатор В.Н. Скрипицын. 21 июня они вернулись обратно. Осенью того же года «Громов» поднялся по Алдану до Нелькана для вывоза беспошлинных товаров, доставленных туда с побережья Охотского моря. А вот попытка парохода «Лена» проникнуть морем на реку Яну завершилась неудачно.
16 сентября 1917 г. в Якутск прибыли с низовьев Лены пароходы «Лена» и «Громов» (из Жиганска). Ими привезено более 15 тысяч пудов рыбы – по тогдашним меркам средний улов.
Поделиться9120-01-2008 18:01:41
№15 (5417), 20 апреля 2007 г.
ПАРОХОДЫ ЛЕНСКОГО ФЛОТА
Окончание. Нач. в №14.
Из «Святого» в «Коммунисты»
Новые времена принесли пароходам новые названия. Многие пароходы стали государственными и были переименованы. Все суда бывших частных фирм и торговых домов – А. И. Громовой, Н. Е. Глотова, А. М. Кушнарева, П. И. Силина и других, а также ремонтные мастерские передали для нужд английской концессионной компании «Лена-Голдфилдс». Якутская АССР арендовала у этой фирмы речной флот в составе 5 пароходов, 12 барж и три затона за 100 тыс. руб. в год. Флот необходим был для доставки грузов в Якутию.
Пароход на Лене
В 1925 г. СТО СССР разделил Ленский флот на три части: пароходство «Лена-Голдфилдс», Управление водными путями Ленского бассейна и Якутское пароходство (Якпар), во главе которого стоял легендарный капитан Н. С. Горовацкий.
В 1929 г. с началом периода планового управления экономикой было образовано государственное Ленское речное пароходство «Ленгоспар» с управлением в Якутске. С этого времени стало систематически производиться обновление речного флота и всего воднотранспортного комплекса бассейна. К открытию навигации этого года рабочее ядро Якутского флота составляли 16 пароходов. Это были: «Соболь», «Пропагандист» (бывший «Акепсим Кушнарев»), «Северный» (бывший «Михаил»), «Сынок», «Лена», «Полярный», «Смелый», «Тихий», «Диктатор» («Громов»), «Витим», «Коммунист» («Святой Иннокентий»), «Троцкий», «Революционный» («Альфред»), «Республиканец», «Звездоносец» и «Товарищ».
Условия навигации тех лет хорошо характеризует случай, произошедший летом 1933 года. 14 августа этого года из Тикси к устью Колымы вышла Лено-Колымская экспедиция по перегонке пароходов, организованная Главсевморпутем. Экспедицию на пароходе «Лена» возглавил капитан П.Г. Миловзоров. В состав каравана вошли пароходы «Леонгард» (до 1930 г. – «Соболь»), «Революционер» и недавно построенные в Жигалово три новых судна с двигателями в 150 лошадиных сил – «Дальстрой-1», «Дальстрой-2» и «Колхозник», а также 16 барж с грузом для золотодобытчиков. Через двое суток после выхода в море начался сильный штормовой ветер. Особенно трудно пришлось «Революционному», получившему пробоину, после чего он затонул, унеся с собой жизни 23 человек. Погиб и капитан В.Т. Таленков. Остальные суда, получив серьезные повреждения и потеряв большую часть барж с грузами, достигли устья Колымы.
«Первая пятилетка»
Знаменательное событие, о котором чуть ли не в каждом номере писали местные газеты, произошло поздней осенью 1933 года. 12 сентября в бухту Тикси по Северному морскому пути с реки Обь прибыл 1400-сильный пароход «Первая пятилетка» с лихтером «Севморпуть №7». 25 октября они благополучно добрались до Якутска, где им была устроена торжественная встреча.
«Первая пятилетка», «Севморпуть №7»
Теплоход «Первая пятилетка» построили в 1930 г. на заводе «Михац» в Германии. Он самостоятельно прошел через Баренцево и Карское моря в реку Обь. Длина теплохода составляла 60 м., ширина – 11,4 м, осадка с полным грузом – 2,4 м. Водоизмещение с полным грузом – 1248 тонн, скорость на тихой воде без буксира – 17 км в час, с буксиром – 10,7 км. Судно было очень хорошо оснащено для того времени. Двухвинтовое, с двумя дизелями по 700 лошадиных сил, 2 динамо-машинами по 13 киловатт, двумя радиостанциями, из которых одна длинноволновая, другая коротковолновая. На судне имелись 12 электромоторов, мастерская с универсальным станком и два прожектора. Запас жидкого топлива составлял 350 тонн на 45 ходовых суток. Запас пресной воды - 130 тонн. Состав команды – 34 человека. Прибытие «Первой пятилетки» открывало постоянную транспортную линию по всему полярному побережью СССР.
Лихтер «Севморпуть №7» тоже был достаточно оснащен. Его построили на северной судостроительной верфи в Ленинграде, а собрали и спустили на воду в Тюмени. Стальной корпус имел длину 93 м, ширину 15,5 м, грузоподъемность 3100 тонн. Осадка с полным грузом – 320 см. Имел электрическое освещение и паровое отопление, 2 дизель-динамо, трюмо-пожарный насос от электромотора. Состав команды – 17 человек.
В 30-е годы началось крупномасштабное научное исследование арктической зоны. В 1932 г. ледокол «А. Сибиряков» впервые в истории полярного мореплавания совершил сквозной исторический рейс по Северному морскому пути. Руководил экспедицией директор Всесоюзного Арктического института (ВАИ) О. Ю. Шмидт. 17 декабря 1932 г. вышло постановление СНК СССР об организации Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). Начальником Главсевморпути стал О.Ю. Шмидт, а его заместителями С.С. Иоффе и Г.А. Ушаков.
Капитан Богатырев
Большинством пароходов Якутии управлял старейший речник, прославленный капитан парохода «Лена», депутат Верховного Совета ЯАССР Афанасий Богатырев. Родился он в 1887 г. в Таттинском районе в семье батрака, поэтому трудовую жизнь начал в восьмилетнем возрасте. В 1901 г. поступил матросом на один из частных пароходов и с тех пор непрерывно работал на водном транспорте. За годы работы внес большой вклад в дело развития судоходства на Лене.
Пристань Якутска
К примеру, им была составлена лоцманская карта реки от Витима до Якутска и от Якутска до Быкова мыса по трем протокам. Богатырев – первый капитан из якутов, перегнал караван из 22 судов из Колымы в Тикси. Он являлся неизменным проводником большого числа экспедиций. К его мнению прислушивались поседевшие ветераны Арктики. О. Ю. Шмидт считал А. Д. Богатырева старейшим участником освоения Арктики.
С 1935 г. Богатырев работал в системе Главсевморпути. Был капитаном пароходов «Партизан Шетинкин», «Первая пятилетка», «Тикси», «Ширшов» и «Якутск». Награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Скончался 11 сентября 1952 года. Имя капитана Богатырева носит на борту один из пассажирских теплоходов ЛОРПа.
Герои и злодеи
Освоение водных пространств Якутии было связано с неимоверными трудностями и опасностями. К примеру, в 1933 г. из бухты Тикси на Колыму вышел караван, состоящий из 6 пароходов и 5 барж под руководством капитана П. Г. Миловзорова. Во время сильного шторма в океане обломок льдины пробил обшивку парохода «Революционный». На судне среди пассажиров находились 25 женщин и детей. К тонущим три раза подходил пароход «ДС-1» (капитан А. Г. Козлов). Буря яростно бросала оба судна с места на место. Женщин переправляли, привязывая к швартовам, детей – перебрасывая из рук в руки. Двух грудных малышей поместили в чемоданы и перегнали по металлическому тросу. Трех сорвавшихся с привязи женщин кое-как вытащили из ледяной воды. Несмотря на героизм и мужество спасателей, всех спасти не удалось. «Революционный» затонул, унеся в океанскую пучину двадцать три моряка с капитаном В.Т. Таленковым.
Возле современной площади Победы
Но помимо героизма, в деятельности речников наблюдались и нарушения трудовой дисциплины. Например, истории известен случай с пароходом «Серго». После того как его судовая команда во главе с парторгом и капитаном (!) коллективно накушалась спиртных напитков, пароход совершил столкновение с карбазом. Только по воле случая обошлось без человеческих жертв. Капитана и парторга тогда отдали под суд. Подобные случаи грубого нарушения мер безопасности, к сожалению, были отнюдь не единичны.
Флот подкосили репрессии
В 30-е годы, вследствие сталинских репрессий, произошло резкое падение производительности труда полярников и капитанов. Сотни представителей технической интеллигенции были уволены с работ и репрессированы. Капитана Н. С. Горовацкого в 1930 г. выгнали из «Ленгоспара» за «вредительство, саботаж и привлечение к работе своих родственников». Чистке по второй категории подвергся капитан М. С. Горовацкий за «неверие в силу нового руководства». Репрессии привели к острейшему недостатку высококвалифицированных специалистов и негативно повлияли на деятельность «покорителей Арктики». Возникла исключительно тяжелая ситуация, грозящая срывом своевременной доставки необходимых грузов из-за отсутствия ремонта, продолжительных простоев судов и многочисленных изменений направления грузопотоков. Приток молодых и неопытных кадров полярников и капитанов привел к значительному увеличению числа аварий. В отчете «Ленгоспара» говорится о 83 аварийных случаях, нанесших ущерб государству в размере 496000 рублей. «Борьбу» с этим явлением возложили на органы НКВД.
Такими были первые десятилетия советской власти на ленских пароходах.
Поделиться9220-01-2008 18:21:11
Проект Q-065
Теплоходы проекта Q-065 (типа СЕРГЕЙ ЕСЕНИН) - средние пассажирские суда, предназначенные для совершения речных круизов. Теплоходы имеют одно-, двух- и четырехместные каюты, оборудованные санузлами, кондиционерами и холодильниками, каюты "Люкс", ресторан, бар, два салона, кинозал, сауну, сувенирный киоск. В процессе эксплуатации внутреннее оборудование отдельных судов было модернизировано для поддержания их соответствия современным стандартам.
Серийное строительство. Всего за период 1984 - 1986 гг. теплоходов пр. Q-065 было построено 5 единиц:
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН 1984 Московское пароходство, Москва
АЛЕКСАНДР БЛОК 1984 Московское пароходство, Москва
ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ 1985 Московское пароходство, Москва
МИХАИЛ СВЕТЛОВ 1986 Обь-Иртышское, Ленское пароходства, Алмазы России - Саха, Якутск;
ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ 1986 Ленское пароходство, Якутск
В настоящее время одно судно ("СЕРГЕЙ ЕСЕНИН") работает в основном на туристских маршрутах: Москва - Санкт-Петербург, Москва - Астрахань и других маршрутах по Волге, два - на туристских маршрутах по Лене, остальные используются в качестве развлекательных центров в Москве.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕПЛОХОДОВ ПРОЕКТА Q-065
Назначение туристский пассажирский теплоход дальнего плавания
Место постройки Австрия
Судостроительное предприятие Osterreichische Schiffswerften AG Linz Korneuburg (OSWAG) г.Корнойбург, Австрия
Класс Речного Регистра О
Длина / ширина / осадка, м 90.2 / 15.0 / 1.6
Число палуб 3 (4)
Пассажировместимость, чел. 180
Водоизмещение, т 1342
Мощность, л.с. 1330 (2х 6VD18/15 AL-1 четырехтактные нереверсивные с газотурбинным наддувом)
Скорость, км/ч 22.6
Головное судно проекта Q-065 "СЕРГЕЙ ЕСЕНИН"
Отредактировано SergLykhin (20-01-2008 18:54:02)
Поделиться9320-01-2008 18:27:56
Теплоход "ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ"
Поделиться9420-01-2008 18:30:41
В 1986 году в Австрии по заказу министерства речного транспорта был построен последний комфортабельный пароход проекта Q-065 «Михаил Светлов». Северным путем его транспортировали в Тюмень. Планировалось, что «Светлов» будет возить пассажиров из Тюмени в Ханты-Мансийск, Салехард, Новосибирск, Омск.
В результате дорогостоящий проект не оправдал себя — простояв на приколе судоверфи из-за нерентабельности перевозок, пароход был передан Ленскому пароходству.
Теплоход "МИХАИЛ СВЕТЛОВ"
Отредактировано SergLykhin (20-01-2008 18:35:22)
Поделиться9520-01-2008 18:41:41
Теплоходы "МИХАИЛ СВЕТЛОВ" и "ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ" у Ленских столбов. Фото Максима Богданова (wwwlocman.net)
Отредактировано SergLykhin (20-01-2008 18:46:31)
Поделиться9604-09-2012 11:55:09
Кому интересны пароходы "Красноярск", "Хабаровск", "Иркутск" и "Благовещенск" - Вам сюда, http://nauchoboz.ru/737
Поделиться9706-04-2013 16:35:27
SergLykhin
Добрый день!
Еще был "ГОЛУБЬ". Детство. Олёкминск. Трамвайчики ГОЛУБЬ и КРЕЧЕТ, легендарные трамвайчики! Были еще БТК, ну те совсем маленькие. Это потом появились "ракета", "заря", "метеор".
В порту Олёкминск, году так в 1987 из трамвайчика ГОЛУБЬ один коммерсант (вроде с кавказа) хотел сделать кафе. Вытащили его на верх в реч-порту, близ дебаркадера. Обшелушили от старой краски, установили, сделав под ним специальный подиум из бетона... Но, тут я вставляю противную фразу: "как всегда это у нас бывает", дело зажали... предпринимателя видимо прижали и он оставил этот проект. ХОЧУ ХОТЬ ТУТ ВЫРАЗИТЬ ЕМУ СЛОВА БЛАГОДАРНОСТИ И ОДОБРЕНИЕ ЗА НОВАТОРСКУЮ ИДЕЮ!!! Думал он все же о людях, живущих в городе и прибывающих сюда, что "не модно" до сих пор... ГОЛУБЬ же, побыв некоторое время безликим ржавым памятником, был убран...
А вот еще не могу нигде найти информацию и фотографии легендарных колесных пароходов, трудившихся у нас в Олекминске - КОНДА и СУХОНА. Память о них жива до сих пор! Могила первого находится в местности Кресты, близ Олекминска. С середины 70-х на моих глазах его (КОНДу) медленно убивала природа, лед, вода, песок, но остов и кое какие торчащие детали еще видны, заросшие частично тальником. Если интересно, могу организовать фото-сессию и выложить тут. СУХОНа также где-то умирает в районе, точно не знаю...
Отредактировано CTEFAH (06-04-2013 16:39:28)